15:36 

Сложная, тонкая грань...

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
...непросто пройти между анализом и обобщением явления и наступанием на чьи-то границы, после которого диалога вообще не остаётся, а остаётся один вопль "ВОНОТСЮДАСВОЛОЧЬ!"

Это я пишу популярную, "глянцевую" статью о шаманах. Очень глянцевую. Но в процессе всё равно накопала немало того, что успела подзабыть.

Так, например, индейцы Северной Америки очень протестуют, когда говорят о "шаманизме" в их среде. "Это всё антропологи придумали! У нас нет богов! У нас нет религии! У нас нет шаманов! У нас есть только Наши Пути, и вас, бледнолицые, мы на них никогда не пустим! И те, кто начал учиться Нашим Путям во взрослом возрасте ничего о них не знают! И ни одному чужаку никогда нас не понять!"

В чём-то они правы, конечно. Когда только начали всерьёз копать традиции всевозможных индейских племён, многие вещи путали с шаманизмом, потому что внешне очень похоже. Мода была такая: "о, шаман!" И сейчас антропологи разгребают последствия этого увлечения, потому что всё, естественно, куда сложнее. Всегда так: видишь модный тренд - жди реакции лет через 30, это стандарт.

Но почитаешь такие отзывы и невольно задумаешься: где в этой реакции действительно "вы ошибаетесь, у нас такого просто нет, мы о таком и не слышали", а где чистое "вы ещё и ЭТО у нас отнять задумали?!"

@музыка: Pianoboy - Бандерлоги

@настроение: "На каждом шагу бандарлоги - берегись!"

@темы: наука, наблюдения, магия, этнография

URL
Комментарии
2013-05-26 в 16:51 

Элот
Будем мы танцевать или нет - все равно мы будем дураками. Давайте танцевать.
очень интересно
не подскажите, а чего годного про это можно почитать? именно что бесстрастно этнографического, без трендового закатывания глаз и фантастических приходов?

2013-05-26 в 17:06 

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
A.Lone, ой, с удовольствием. :) Библиография по шаманизму огромна, на самом деле. Навскидку из того, с чего можно начинать:

Бурыкин А. А., Шаманы: те, кому служат духи. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
Басилов В.Н. Избранники духов. - М.: Политиздат, 1984.
Харитонова. В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий.
Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза

А дальше по библиографиям: что заинтересует в книгах, то и смотрите. :)

С Харитоновой аккуратно - она, судя по всему, на момент написания книги была не в курсе более общих исследований паранормальных явлений (как насчёт сейчас - не знаю, мы не знакомы) и того, как обычно ставятся эксперименты, призванные доказать/опровергнуть экстрасенсорные способности (extraordinary claims require extraordinary evidence), всё такое. У неё роскошные этнографические данные, но вот по части экстрасенсорики нужно внимательно.

С Элиаде тоже: он, как и всякий "общий обзорщик", часто находит параллели там, где поостерёгся бы более узкий специалист.

Можно почитать и Майкла Харнера, но я не уверена в качестве перевода. Ну и с ним надо осторожно: он ещё больший любитель обобщать, чем Элиаде. Он как раз и в ответе за моду на шаманизм. :)

URL
2013-05-26 в 18:46 

Элот
Будем мы танцевать или нет - все равно мы будем дураками. Давайте танцевать.
о, спасибо большое!
а то, честно говоря, наугад соваться страшно так, что боже мой - столько мишуры вокруг темы накрутили

2013-05-27 в 00:26 

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
A.Lone, понимаю. В этих темах не то, что черти, - и специалисты ноги периодически ломают.
Удачи в поисках. :)

URL
2013-05-27 в 13:04 

ver-ok
с теми, кто говорит "отнять у нас хотят!" и теми, кто говорит "у нас этого нет", думаю , с ними как и с русскими или любыми другими: спросить, например, не нацистски настроенного русского про языческие корни, да он толком ниче не скажет - не знает просто. Спросить про язычество на руси какого-нибудь Радомира-Ярослава-Сыроеда-Кришна-Харе-в прошлом - так он тебе и по морде заедет чего доброго, чтобы не выведывала секреты предков. Ну и другие типажи (ученые, те, кому бабули успели рассказать и т.д.) тоже встречаются. Так что среди индейцев есть наверно и наци и истинно идущие по завещанному предками пути и т.д.

Говорящий - не знает, знающий - не говорит)))

2013-05-29 в 12:58 

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
ver-ok, есть, конечно. :) Но у них всё это куда более... Консолидизировано, что ли, племена между собой общаются и пытаются совместно защищать своё наследие (хотя скорее всего у них и пауков в банке хватает).

А знающие как раз зачастую и говорят - вопрос подхода.

URL
2013-05-29 в 15:04 

ver-ok
интересная вот эта тема про шаманов - информация как бы из первых уст. Потому как карлитосом народ увлечен и про путь индейцев яки наслышан в основном, в его исполнении. А как у них НА САМ ДЕЛЕ - зело интересно!!! Поделитесь потом, что получилось из заметок? хотя б частично? очч интересно)))) :kaktus: (это иллюстрация карлитоса, жрущего пейот в индейской пустыне))))

2013-05-29 в 15:29 

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
ver-ok, не надо Кастанеду читать про индейцев яки. Кастанеда по библиотекам сидел, байки на кафедре слушал и феноменологов читал, а потом эту адскую смесь талантливо пересказывал, да так талантливо, что свои же антропологи неладное стали чуять примерно к "Путешествию в Икстлан". В поле он, конечно, бывал - но куда меньше, чем рассказывал.

Был как минимум один человек, которые вдохновился Кастанедой, выучился на антрополога, приехал к индейцам яки, и... с удивлением не обнаружил вообще ничего из того, о чём писал Кастанеда. Это Джей Кортни Файкс, у него хорошие антропологические книги и классный разбор ситуации с Кастанедой.

URL
2013-05-30 в 00:00 

ver-ok
ух ты!!! пойду читать разбор Файкса! интересненько))

   

Девять дней на север

главная