20:11 

Докинз, религия и Лионелл Снелл.

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
Примерно мою позицию относительно Докинза и религии в своё время выразил один маг — Лионелл Снелл (он же Рэмзи Дьюкс и ещё с десяток псевдонимов). Снелл — автор прекрасной книги "Сексуальные тайны чёрных магов раскрыты!", открывая которую никак не ждёшь... Философского трактата. Меж тем, это именно он и есть, и я рада, что как минимум в одном случае мне удалось уговорить преподавателя включить этот текст в программу.

Нужный фрагмент (в очень грубом переводе) выглядит так:

"Когда я слушал доклад Докинза о популярности идей нью-эйдж на Челтенхэмском литературном фестивале, меня поразило то, насколько эмоционально он говорил на эту тему. Его нелюбовь к псевдонауке, казалось, была вызвана чем-то более сильным, нежели рассудком. Я пришёл к выводу, что, говоря языком моего последнего сборника статей ("Что я делал в отпуске"), Докинз призвал демона. Как и я, он поддерживает теорию, что идеи самовоспроизводятся и эволюционируют в экологии человеческой культуры, примерно следуя модели Дарвина. А демон, призванный Докинзом, оказался страхом — страхом, что идеи нью-эйдж могут быть лучше приспособлены для выживания, чем его собственные. Он убрал "хороший" или "божественный" как основные критерии выживабельности, заменив их "лучшей приспособленностью", и теперь ему приходится встать лицом к лицу с мыслью, что "истинности" науки может и не хватить, чтобы обеспечить её существование. Таким образом он становится похожим на шамана племени, танцующего ритуальный танец, чтобы защитить плоды своего разума от более сильного врага".

"When I heard Dawkins addressing the popularity of New Age ideas at the Cheltenham Literary Festival, what struck me was the strength of his feelings on the subject. There seemed to be something stronger than reason driving his distaste for the rise of New Age pseudo science. I concluded that, in the terms of my recent volume of essays — What I Did In My Holidays — Dawkins had evoked a demon. Like myself, he is a champion of the notion that ideas can replicate and evolve within the ecology of human culture in a manner akin to the Darwinian model. The demon he had evoked was the apparent fear that New Age ideas might now be proving fitter to survive than his own ideas. Having demoted ‘goodness’ or ‘godliness’ and replaced it with ‘fitness’ as the key determinant, he has to face the possibility that Science’s ‘Truth’ might not be enough to save it from extinction. He can thus appear as a tribal shaman dancing a devil dance to protect his mind-children from a stronger foe."

@музыка: FFXIV Score — Ever Upwards

@настроение: Доклад по магии хаоса.

@темы: магия, наука, чужие тексты

URL
Комментарии
2015-05-21 в 11:20 

Sir Konrad Weller
Нав'язувать ментальність нелогічно
Или я не понимаю тебя, или я не понимаю Снелла. Докинз говорит о науке, как можно сравнивать фундаментальную науку с ново- и староизобретененными религиозными течениями? От того, кто кому решит поклоняться, Е не перестанет равняться эмцэквадрат и новые виды не перестанут возникать из старых. Зачем сравнивать две несравнимые категории?

2015-05-21 в 16:22 

Werekat
There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
Sir Konrad Weller, щас попробую переформулировать. Дело в том, что религия с наукой в полемике находится постоянно. Ну и новые формы религиозности часто мимикрируют под науку. И вот формат "а вдруг того, что одного только факта истинности науки не хватит, чтобы она заняла достаточно значимое место у людей в головах" очень часто мелькает в околоскептическом движении. Все эти истории про "у меня знакомый поверил шарлатанам и умер", или "Джобс лечился йогой, а вроде умный был мужик". Т.е. присутствует некая нервозность по поводу того, что истинность не значит, что место "истинного" в отдельно взятых головах не займёт что-то ложное.

Люди потихоньку начинают понимать, что содержимое голов зависит не от того, насколько это содержимое "хорошее" по любым критериям ("богоугодно", "истинно" — тут один фиг), а от социальных условий. И это довольно жуткое понимание, на самом деле — окажись я в других условиях, мог бы быть тем, что сейчас терпеть не могу.

URL
   

Девять дней на север

главная