Немного подумала про примеры к предыдущему посту. Всё это относится к длинной форме - с рассказами иначе, буду ещё думать, как.

Я люблю Хроники Амбера, но не люблю Джека из Тени. Один и тот же автор, два разных подхода к героям. Джек - архетип в чистом виде. Корвин и Мерлин - люди.

Люблю Гарри Гаррисона. Стальную Крысу, конечно же, но особо - Мир Смерти. Керк, дипломат и вождь, Мета, успевшая побывать за пределами своего мира и потому более открытая, сам Язон - чей драйв, конечно, состоит в том, чтобы испытать себя, но и простой гуманизм ему не чужд.

Мне совершеннейшим образом не идут Олди, кроме Пути Меча. Путь Меча прекрасен, вот там именно моя любимая градация - где через людей просвечивает чем-то большим, но что-то большее не захапывает под себя весь текст. А вот всё остальное.... Оно технически прекрасно, красиво, интересно написано. Но не могу: не цепляет, не интересно на каком-то более глубоком уровне, чем просто "а как тут у автора обороты использованы". Не люди, а сюжетные инструменты. Не могу: однобокие они.

Мне понравился Аватар, который Легенда об Аанге. Уж где хорошо с многогранными персонажами и мелкими детальками! Те главные герои, которым положено по возрасту повзрослеть (Катара, Сокка и Зуко) делают это, те, которым не положено (сам Аанг и Тоф) - развиваются по другим веткам. Но ни у кого из них нет однобокости. Чего стоит слепая девчонка Тоф, выросшая в семье богачей, но выросшая в грубого и крепкого мага земли!

Властелин Колец, конечно же. Как в детстве тащилась от Арагорна (который, конечно, король - но стоит ему запахнуть плащ и сесть отдохнуть на привале, так просто бродяга), так и сейчас тащусь.

Туда же Гарри Поттера, где мне, к примеру, очень понравился момент с Дамблдором, когда его приходят арестовывать. Дедушка поднимает взгляд и с улыбкой говорит: "Вы только в одном ошиблись - почему-то решили, что я пойду с вами по доброй воле." И на этом образ обрёл для меня нужную глубину: проявилось всё то, о чём было только намёками, под бархатом блеснула сталь.

При этом: Утена, вещь, построенная почти на голых архетипах, меня тоже прут безмерно. Но там вселенные встают и рушатся: с самого начала очевидно, что здесь играют Силы - и за этим тоже интересно посмотреть. А вот в Мадоке тоже играют архетипы - но там они вбирают в себя персонажей.

КЛЭМП удаются дивные качели - подъем к архетипам, потом снова переход на бытовой уровень, потом снова подъём... Чего стоит Сакура, девочка-архетип о том, что "всё будет хорошо!", которая при этом ухитряется совершенно не раздражать, потому что это живая девочка лет десяти-одиннадцати. Но у неё действительно всё будет хорошо: она квинтессенция этого состояния.

В общем, примерно так.