Небольшой дисклеймер: я не биолог и даже не любитель. Впрочем, законы физики в ДнД сильно не похожи на наши, так что все несоответствия реальному миру handwave'ятся следующим образом: у них почти неоплатонизм, материальный мир есть только воплощение идей, но которое затем влияет на мир идей обратно. Весь вопрос в том, каких идей...
Но не будем об этом до телеги о пантеоне - ведь, собственно, вопросы эволюции разумных рас в этом мире это вопросы божественные. Пока - биология.
Кратко:
Средний эльф смертен, живёт до 500 с хвостом лет (600 - долгожители), нуждается в четырёх часах отдыха в сутки, незначительно более ловок и незначительно менее физически крепок чем средний человек, обладает по меркам человека феноменальной памятью, но паршивой стрессоустойчивостью, не меняет окраса (без подручных средств) от рождения и до самой смерти, бисексуален, к 150-160 годам находится в стабильных партнёрских отношениях, в старости его тело ослабевает, но не дряхлеет, и о естественной смерти своей он уверенно знает примерно за пять дней-неделю до её наступления. У эльфов достаточно слабо выраженный половой диморфизм, ещё слабее, чем у людей (нет даже нашей 20-процентной разницы в физической силе, нет специфических гормональных циклов у женщин (нет, точного механизм, их заменяющего, я не продумывала, но интересно было бы с кем-то покурить эту траву)).
Подробно:
Осторожно, длинно!Первый основопологающий факт: эльфы не спят. Вообще. Вместо сна у них так называемый транс, который заменяет им бессознательную обработку памяти. У эльфа нет автоматической функции перегона воспоминаний из short-term memory в long-term. Т.е. из кратковременной памяти в долгосрочную, если я не путаю русские термины. Это НАВЫК. Который ставится очень долго - почти тридцать лет. Без постановки этого навыка родителями или прочими близкими (об этом дальше) получаем нечто дикое и обезъяноподобное, которое при этом круглосуточно бодрствует.
Да, эльфийские младенцы и дети не спят. Да, рождение ребенка автоматически становится полноценной работой для родительской пары. Да, на ближайшие плюс-минус тридцать лет. Уже к двум годам потомство очень ловко и, в принципе, напоминает небольшую зверушку по инстинктам, то есть - выживает. Среднее количество детей в семье четыре-пять, их стараются рожать примерно подряд (да, в мире давно и прочно известны надежные контрацептивы, планирование семьи - статистическая норма и даже необходимость). Да, родители в среднем заняты деторождением и детовоспитанием до хоть примерно сознательного возраста в общей сумме лет 50, а всем остальным заняты побочно. Как правило - это от эльфийских 130 до 170 (условные человеческие 21-28 лет), но бывает и позже и раньше.
Навык ставится через второе основополагающее свойство эльфов: эмпатию, которая есть основной механизм невербальной коммуникации в семейное единице. Два эльфа, находящихся в семейных партнерских отношениях (секс играет роль, но какую именно я не прорабатывала до конца), как правило, лет через пять-семь начинают формировать эмпатическую связь. Каждый примерно чувствует, что чувствует другой (комфорт или дискомфорт, боль или радость), а также получает доступ к эмоциональным умениям партнера (злиться, успокаиваться, чувствовать другого, и.т.д.). Со временем эмоциональные системы пары становятся единым целым. Поэтому эльфы чувствуют смерть партнёра и, более того, она сама запускает достаточно, хм, неудачный и дорогой в обслуживании механизм.
Дело в том, что погибший партнёр ощущается... Ну, примерно как потерянная рука или нога, как личная травма, как потеря изрядного куска себя. Эльф, потерявший партнёра, по сути калека, и остаётся таковым, покуда партнёра не удаётся вернуть из смерти (Грейхоук - дорого, ОЧЕНЬ дорого, но возможно). Если не удаётся - может либо остаться калекой, либо, что чаще, повреждения оказываются несовместимы с жизнью, и эльф-калека через некоторое время гибнет сам.
Если у пары на момент гибели одного из партнёров есть дети, то вариантов может быть несколько. Дети в любом случае лет до 30 включены в семейную эмпатическую систему, она позволяет им не убиться об мир, копируя родителей и чувствуя их тревогу или одобрение как свои. Через неё же ставится навык транса и вообще память, через неё, с её постепенным отмиранием, ребёнок учится эмоциям. "Импринтинг" такой штука достаточно гибкая: эльфийский ребёнок в принципе способен на него с почти любым взрослым эльфом (да и не с эльфом бывали прецеденты). По счастью, тут защитный механизм стоит достаточно мощный: во-первых, адской боли, которой чувствует взрослый партнёр, ребёнок не чувствует - на него сваливается "заглушка", просто общая потеря чувствительности. А во-вторых, окончательно потеряв одного или двух родителей, ребёнок, если найдёт к кому прицепиться, в принципе живёт дальше, хотя и с некоторыми "неврозами" (криво поставленная работа с эмоциями, криво стоящая в ту или иную сторону память как самые распространенные варианты). Если не найдёт - то ой. Чем раньше потеряет, тем больше шансов получить на выходе именно "Маугли".
Группа потерявших родителей эльфийских детей, в принципе, социализируется именно между собой - теоретически можно получить стаю, повязанную эмпатией. На практике же в этом мире есть боги, но об этом разговор дальше.
Примерно около тридцати (плюс-минус три года) эмпатическая связь отмирает, оставаясь только на случай катастроф - гибели или сильных долгих страданий. Эльфы знают о смерти родителей и детей, дальше "эхо" не распространяется. В случае гибели близкого родственника на подростка тоже падает "заглушка", но тут как уж повезёт - она может быть и не полной.
Если гибнет ребёнок, не достигший сознательного возраста, то это крайне грустно, потому что он и не вернётся - нет таких коврижек, которые выманили бы такого из посмертия, поскольку процесс возвращения крайне болезненный. Если ребёнок старше, то зависит от ребёнка. Окончательная гибель ребёнка - изрядная рана обоим в паре, но, в принципе, 10-20 лет "терапии" (а эту функцию обычно выполняют священники, о них потом) - и пережить это вполне можно.
Семейная пара с детьми, как правило, более стационарна, чем однополая семейная пара. Так исторически сложилось, что однополые партнёрства статистически чаще заняты расширением ареала или профессиональными заботами, хотя это не обязательно - однополые пары часто берут на воспитание детей погибших родителей, а пара разнополых эльфов, вырастившая детей, вполне может продолжать свои дела и не с меньшим успехом. Какую именно пару сформирует эльф зависит от социальных обстоятельств, а не от генетики. Бывают редкие исключения, врожденно гетеро, гомо или асексуальные эльфы, но это большая редкость. Трансгендерные эльфы бывают вряд ли (половой диморфизм слишком слабо выражен), а вот плохо определяемые пока первичные половые признаки не посмотришь - запросто.
Напоследок вернёмся ненадолго к памяти. Почему "феноменальная память, но паршивая стрессоустройчивость"? Потому, что память - как кино. Её можно прокручивать, пересматривать, вполне сохраняя сознание и когнитивные функции. Дайте эльфу поспать, и он расскажет вам в самых точных подробностях какой-то эпизод из прошлого. Не дайте эльфу поспать, и он не сможет ни запомнить то, что с ним было, ни вообще как-либо воспользоваться полученным опытом в будущем, аж до тех пор, пока не засядет и не разберёт эту память. Более того, разбирать её значит переживать, и переживать неоднократно. Потому эльфы всеми силами избегают неприятных воспоминаний (иногда необходимо перебирать ВСЮ память - без этого она портится, а значит вообще портится и весь эльф). Если эльфу долго не давать спать, то действовать он сможет, а вот восприятие причинно-следственных связей у него рушится. Поэтому эльфы очень следят за тем, чтобы высыпаться.
Это свойство позволяет эльфу потратить десять-пятнадцать лет на то, чтобы чему-то обучиться, а потом спокойно себе вспомнить навык 200 лет спустя, почти не потеряв в качестве. Ну и здесь же традиционная долгая память эльфов на добро и на зло, на которую они вряд ли могут не реагировать - она их попросту сожрёт, если они не будут этого делать. О социальных последствиях - через раз.
Ну и последнее о физиологии - про старость и смерть. Стареющий эльф практически не меняется по виду, просто становится слабее, "тоньше". По мере того, как душа начинает отделяться от тела, замедляются реакции, ухудшается координация, устойчивость к болезням. Примерно за неделю до смерти его душа переходит в ведомство богини смерти, после чего характерно меняют вид глаза - меняет цвет дно глазного яблока, в нём появляется молочно-белый "серп". Сам эльф, даже если его не видит по отсутствию зеркала, знает о близости смерти. Неделя у них на попрощаться и завершить дела (да, именно так - снова-таки, за всей физиологией стоят божества). Такая же смерть приходит и к тем, кто потерял пару.
Дальше, собственно, о богах и их роли в эльфийской жизни, затем об общественном устройстве.