понедельник, 22 апреля 2013
Слушала тут недавно англоязычную ролевую песню и задумалась о том, насколько всё-таки велика разница в тематике. У нас поют в первую очередь о Толкиене, потом о ЧКА и Сапковском, немного о Камше... Кого ещё забыла?
А в англоязычном мире про Толкиена почти не поют. Есть песни, но их куда как меньше. А известные "ролевые" песни по большей части сосредотачиваются на книгах, которые у нас почти неизвестны. Я их читала примерно со своих 10 по 14 лет - то есть как только выучила язык достаточно, чтобы понимать "взрослые" книги. А были это книги авторства Мерседес Лэки. Отчасти, конечно, дело в том, что Лэки сама пишет песни на свои книги, - но ведь песни ещё должны разойтись, к ним должны ещё написать музыку, их надо петь и слушать. Так что, думаю, дело не только в этом.
А в том, что Лэки пишет очень необычные книги.
Дальше - про женщин и фэнтезиВ моём детстве - а я читала всё, до чего можно было дотянуться в школьной и районной библиотеке, - её книги были почти единственными, где главными героями были женщины. Второй такой автор - Тамора Пирс, (да, она Тамора - медсестра, выписывавшая ей свидетельство о рождении, не знала экзотического имени "Тамара". Так барышня и осталась Таморой). Про неё будет меньше - всё-таки песня стоит двух-трёх пересказов.
Так вот, я о женщинах. У этих двух дам именно женщины - главные герои. И это было не наше "женское юмористическое фэнтези". Тут всё было всерьёз, всё, о чём мечтает подросток, собравшийся покорять большой мир. Армии и завоевания, магия и страшные тайны, любовь, предательство и смерть. Мне легло, как родное. И не мне одной. Поющая часть ролевого движения у них тоже во многом женская. Ну и понесла-ась.
Дальше будет много про женщин и активные роли, кто слышал эти телеги вживую может спокойно проматывать.
Ну вот, например, эта песня мне до сих пор нравится, хотя я очень мало слушаю ролевых песен:
Kerowyn's ride
Слова:
Kerowyn's Ride
Kerowyn Kerowyn, where are you going?
Dressed in men's clothing, a sword by your side
Your face pale as death, and your eyes full of fury
Kerowyn Kerowyn, where do you ride?
Last night in the darkness black raiders attacked us
Our Hall lays in ruins below
They've stolen our treasure and the bride of my brother
And to her aid now I must go,
To her side now I must go
Kerowyn Kerowyn, where is your father?
And where is your brother? This task should be theirs
It is not seemly for maids to be warriors
Go back to your valley, and to woman's cares
My father lies dead at the hands of their leader
My brother lies raving in pain
The raiders left no man unwounded to free her
But in their hands she'll not remain,
I vow she'll not with them remain
Kerowyn Kerowyn, where are your senses?
What can you hope to accomplish alone
You have no knowledge of war or of weapons
Why loose your life, for a girl you've scarce known
This is for more than a matter of honor
And more than a matter of pride
She's but a child, all alone and unaided
And someone at least should've tried,
So now to her rescue I ride
[Music]
Grandmother, grandmother I need a weapon
I'm one against many, and I am afraid
The raiders have bought them a dark wizard's power
I cannot help Dierna without magic aid
Kerowyn, grand-daughter, into your keeping
I'll give you this sword I once wore
Need is her name now ride fearless to battle
She'll aid as she did me before, her magic is strong as before
Grandmother, grandmother, why turn so willing
Why did you try to persuade me to stay
Whence came this weapon of steel and of magic
And why do you choose now to give it away
Kerowyn, not for the weak or the fearful
Is the path of a warrior made
You've passed all my tests, now ride out with my blessings
And trust in the spell of the blade, ride now and go unafraid
Слова есть по ссылке, но краткое содержание примерно такое: пересказ для ленивыхстарая чародейка-приключенка говорит внучке, приехавшей к ней с бледным видом и горящими глазами: "Куда собралась, дура?! Откуда меч? Куда прёшь, где отец, где брат?" Барышня, закономерно в ярости, отвечает: "У нас вообще-то дом сожжён, отец мёртв, брат тяжело ранен, никого больше нет! К тому же, невесту брата украли!"
"Ну и что", говорит бабушка, "ты вообще не воин, зачем просто так терять жизнь, ты же девчонку даже не знаешь! Что за идиотская гордость?"
А девочка возьми и ответь: "Это куда важнее, чем честь или гордость! Она же просто ребёнок, она одна, никто её не спасёт. Кому-то надо бы хотя бы попытаться! Я поехала".
Но она понимает, насколько их больше. И понимает, что у них есть маг, - а значит, и ей нужен маг. А мага она знает аж одного. Потому говорит: "Но мне нужно оружие. Без него я просто тупо погибну".
А бабушка возьми и скажи: "Ну чо, молодец. Наезда не испугалась, минимум миниморум выполнен. Возьми этот меч: имя ему Нужда, он тебе поможет".
Барышня в афиге, она, в общем, ничего особенного не ждала. Но меч берёт и немедленно валит приключаться.
В общем, вполне классическое начало "приключений героя", со всеми достоинствами и недостатками этого жанра. Прекрасно ложится на женщин. Кстати, вот ссылка про тот же сюжет, но от первого лица. Словам не верьте, не всё услышано правильно:
Warrior
А вот тут, кстати, одна из героинь в песне - как раз эта самая бабушка-чародейка, ещё во время приключенствования: werekat.diary.ru/p170637638.htm
Файтер: "Чёртов бард, поймаю - руки повыломаю, язык отрежу!"
Маг: *смеясь* "Да ладно тебе, пусть восхваляет - хорошо же, что хвалит, а не ругает, чего так злишься?"
Файтер: "А ты в кошелёк когда в последний раз заглядывала? К нам, "благородным воительницам", теперь ходят только с Достойными Целями, мы же обнищаем! К кому ты наниматься собралась с такой репутацией?"
Маг: "Так, где там был бард? У меня файербол его заждался..."
Две женщины, между прочим. И ничего. И нормально читается диалог. И вообще нормально читается.
А вот эта песня?
Battle Dawn
Слова
I must contain my anger, or I won't control my power-
But gods! How long I've waited just to see this very hour!
It's just as well I'm not the one who calls the storm of fire---
Or I would turn this battle plain into your funeral pyre!
The priests all say I must not hate--- but I will not pretend.
I saw the wreck you made of her, my Herald and my friend---
The scars you left in flesh and soul will be so slow to fade---
Oh, would I had your coward heart beneath my naked blade!
I must control my rage, or lose ability to plan,
I must direct the fight from here, not charging in the van.
As you will likewise do, no doubt, for all that you are cruel
And revel in shed blood and pain, I think you are no fool.
But in the name of all the gods, you're all that I despise,
Who planned to take by treachery my kingdom as your prize---
My throne, my child, my people. All, you plotted to despoil---
By tricks that only miracles enabled us to foil.
I must control my fury or let slip all that I've sought-
But vengeance would not be enough for all the grief you've wrought.
Gods grant this day you fall beneath the steel of me and mine---
And drink full deeply of defeat, that cold and bitter wine.
My crown is on my brow, my naked blade within my hand.
My army like an eager hound lies waiting my command.
With how you tortured, killed and lied revealed to them this day---
By all the stars that ever shone,
By all the gods, known and unknown,
For Herald Kris and my Queen's Own---
I swear that you will pay!
Нормальная такая ярость. И, заметьте, действительно очень женственная - нет вообще никаких сомнений в том, кто говорящий. Но это боевая ярость, это "отомстим за наших павших!" в чистом виде.
И такого ещё очень много, просто три песни на один пост - и так немного перебор. Но далі буде.
Книги Лэки и Пирс - такое прекрасное "выкуси!" всем тем, кому режут глаза женщины в активных ролях, такой чудный ответ на все идиотские телеги о "милых и женственных", что я готова простить им остальные огрехи, - которые, по большей части, и не совсем огрехи, а приметы времени и знание целевой аудитории.
Не уверена, что книги так же хорошо пошли бы мне сейчас, - всё-таки они написаны очень своеобразным стилем. Не как ЧКА, но по эффекту похоже, именно таким "а я знаю, что в Этом Большом Мире считается иначе, ну да мне всё равно". Когда-то это были книги для взрослых, как и многие приключенческие романы, а сейчас, скорее, для подростков. Ну и герои, как водится, местами идиоты или очень невезучие - иначе не было бы героизма, вот того чистого порыва спасать и защищать, приближенного к инстинкту.
Но это всё равно прекрасно, и спасибо Мерседес Лэки и Таморе Пирс большое!
@музыка:
Mercedes Lackey - Mirror Spell
@настроение:
Vengeance is as vengeance does; sweet the taste when eaten cold...
@темы:
барды,
музыка,
женщины в текстах
Лэки: lib.rus.ec/a/7049
Пирс: lib.rus.ec/a/35170
Но отнюдь не всё, и, к примеру, моих любимых пирсовских Хроник Аланны нет. А у Лэки нет "Клятвопреступников". А очень жаль, меж тем...
женщина на активной роли в околосредневековом мире - ну, начнём с того, что рабочая магия уже делает мир не таким средневековьем, как у нас. Как и везде, социальные обстоятельства обуславливаются техническим развитием, хотя и сами являются его условием. Так что на "околосредневековый" можно сразу забить, а спокойно рассматривать мир в отрыве от нашего, опираясь только на его внутренние технические возможности.
слишком часто увеличивает градус клюквенности в полтора раза - и хочется согласиться, и "чую бесовщину, но обосновать не могу". Поэтому на всякий случай спрошу: что ты имеешь в виду под клюквой?
Нет, если оно позиционируется как кинковая литература - вперед и с песней, но это все же несколько отдельный жанр - а почему, собственно, отдельный? Разве мужики-попаданцы-всеспасенцы - менее кинковая литература? Или "мальчик, доросший до полководца"? Или все истории, в которых герой выживает благодаря случаю? Это же всё - заряд дофамина, предположение о том, что "а вдруг и мне свезёт", именно поэтому об этом так приятно читать.
Т.е. кинковость - в принципе составляющая подобной литературы, а не "отдельный жанр".
Не говоря уж о том, что термин "кинковость" мне кажется тут не слишком уместным. И смотри, почему: книгу можно рассматривать с двух позиций "историческая достоверность" (что в нашем случае заменяется внутренней целостностью, почему так - см. выше) и с позиции влияния на мир реальный, что из книги вынесут читатели. А читатели вынесли очень правильные вещи - книги попали на волну обработки социумом технического прогресса, и помогли не одному поколению юных барышень понять, что времена, когда они были ограничены классическими ролями, закончились или заканчиваются. И честно поговорили с ними об этом, о проблемах и вызовах, о страхах и желаниях. И дали понимание того, что можно, и можно и в куда худших условиях (что против исторической правды не идёт, но об этом редко говорится в массовой литературе).
Сводить это к кинковости, как мне кажется, значит умалять эту заслугу.
А любимой героиней была и остаётся арфистка Менолли
Перн! Да, Перн - это чудесно в этом плане, и МакКефри - в тот же поток. Просто мне она так сильно не пошла в своё время, там чуть другая социальная проблематика, меньше наложившаяся на мои собственные вопросы.
И только потом начала писать про женщин, когда уже была достаточно известна. Двадцатый век, блин, цивилизация и прогресс...
Опять-таки, смотря как прописано. Девушка-маг на активной роли? Допустим. Баба-файтер-танк, браво раскидывающая мужиков? Кроме Мартина с его Бриенной, нормальной подачи и достоверного обоснуя не припомню. Остальные авторы скатывались в презрение к биологии, время от времени - к физике. Отдельная тема - лучницы. В конечном итоге фентези породило стереотип "лук - нормальное женское оружие, ведь не требует особой физической силы, не то что какой-нибудь топор". А он абсолютный лидер клюквенности, превосходящий даже конных арбалетчиков. Если проще - я понимаю важность обеспечения дам дофамином, но потрудитесь объяснить силу 18 у персонажа женского пола хотя бы обкастом, мутацией или принадлежностью к иному виду.
Мальчик-попаданец - безусловно, кинк (за редкими исключениями вроде тех же тертлдавских "Мечей легиона", когда автор не пытается выписать мэрисьюшное отождествление себя/читателя с попаданцем). А схема "из грязи в князи" может быть и кинком (если представлена, как у Фрая, где инфантильному долбодятлу небо и авторский произвол плюшки сыпят за красивые глаза), так и вполне нормальным раскладом (вполне себе исторические биографии их императорских величеств Василия Македонянина и Чжу Юаньчжана тому примером). Это как с сексом: секс уместен в большинстве литературных жанров, вопрос в количестве и уместности. За определенной гранью жанр превращается в порнографический.
Дидактическую роль я понимаю и ценю, да, но это уже, имхо, иной тип достоинства. Я бы даже сказал, внелитературный. Я вот понимаю, что геи-НПС в компьютерных играх очень помогает секс-меньшинствам понять, что время стигматизации подошло к концу, но торжество толерантности Dragon Age 2 меня очень разочаровал относительно более реалистичной первой части - слишком часто логику и жанровую эстетику приносили в жертву фансервису.
С одной стороны, всё верно. С другой - чем больше копаюсь в истории, тем больше вижу, что социальная реальность не детерминируется жёстко - в зависимости от исторической случайности степень изменения может быть разной. Потому у меня степень толерантности к непрописанности выше. Но это не мешает мне допиливать сеттинг, если я сочту нужным.
Но, да, к примеру меня бесит в этом плане Толкиен - у него эльфы вообще ничем не отличаются по физ. параметрам между полами, но по факту на активных ролях женщин у него (практически) нет. Дварфиек у него (ЕМНИП) 1 к 5, но при этом нет прописанного механизма "стравления" лишнего либидо у мужчин (гомосексуальность? Сублимация? Отдельные "трутни", которым позволено размножаться? Как дварфы относятся к тому, что у большинства из них детей нет и не будет? Какова конкуренция за женщин? Каково положение женщины в обществе?).
Но почему-то это почти никого не раздражает. И мне всё-таки кажется, что это хотя бы отчасти потому, что с теми образами, с которыми предлагается ассоциироваться мужчинам, им удобно ассоциироваться.
Баба-файтер-танк, браво раскидывающая мужиков? Кроме Мартина с его Бриенной, нормальной подачи и достоверного обоснуя не припомню. Остальные авторы скатывались в презрение к биологии, время от времени - к физике.
Не представляю, что мешает женщинам оказываться на тех же ролях, что и все, особенно в мясорубке. Понимаешь, как по мне, роль "обоснуя" тут сильно переоценена. Смотри: даже если отбросить все технологии, при которых скорость и точность начинает иметь большее значение, нежели физическая сила, боевые ситуации бывают трёх видов:
1 - толпа на толпу. Личные качества имеют куда как меньше значения, чем позиционирование и слаженная работа. Зажало в клещи - ляжешь, как бы крут ни был. Стоишь в хорошей стене и выполняешь свою роль - стоишь.
2 - один на один. Личные качества играют решающую роль, но среди них часто недооценивается готовность драться (до какого момента человек готов драться, а с какого - отступает) и удача. Мне режут глаза все описания красивых поединков, драк, которые типа "соревнования в мастерстве". Агащаз. Решает либо физиология (кто кого ударил так, чтобы второй и не встал потом), либо, если никто никого не вырубает, решимость драться до победного конца.
3 - один против толпы. Тут плохо, опять же, почти любое раскидывание одиночкой - толпы, если это не специфический жанр "про крутость боевых искусств", но тогда мы принимаем его условности. Двое почти с гарантией бьют одного, если один только не выводит кого-то из двойки из строя первым ходом. Опять же, практика показывает, что от толпы уйти реально, как реально толпу и запугать, - даже будучи девочкой, и даже против толпы злых мальчиков. Просто прописать это очень сложно, но боевые сцены - штука вообще сложная.
То есть злочастные 20% силы - особенно у тренированного человека - играют куда меньшую роль, чем, собственно, ситуация. Но то, что ситуацию авторы зачастую пишут плохо, не имеет никакого отношения к гендеру их персонажей. Они её пишут одинаково фигово для всех. Я не понимаю, почему так возмущаться именно девочками, и почему не возмущаться делающими то же самое мальчиками. "Герой-одиночка, раскидывающий врагов" должен быть одинаковым дизбиливом.
К тому же, я не понимаю, почему все забывают, что мальчики тоже разные. У меня не один знакомый субтильный юноша, в драке с которым я бы ставила десять против одного, что победителем выйду я. При этом мальчики все, как один, изображаются героями-бойцами. Если не секрет, почему это тебя не напрягает? Нереалистично же, дизбилив. Почему авторы не смотрят на этих, не очень сильных юношей? Почему не смотрят на баб-селянок, дадущих фору любому городскому мужику, занятому сидячей работой?
Что касается адекватно прописанного: а посмотри про ту же "Аланну". Там очень прикольно (насколько я её помню, но это было давно) прописана девочка, проходящая путь от оруженосца до рыцаря под мужским именем, и только потом рассказывающая об этом.
Если проще - я понимаю важность обеспечения дам дофамином, но потрудитесь объяснить силу 18 у персонажа женского пола хотя бы обкастом, мутацией или принадлежностью к иному виду.
У меня вопрос: а почему? Если примеры есть и в истории? Пишут-то по любому об исключениях. Свезло девочке. Родилась с хорошей генетикой. Зачем плодить сущности?
(вполне себе исторические биографии их императорских величеств Василия Македонянина и Чжу Юаньчжана тому примером) - так примеров исторических исключений и про девочек море. Не так много, как про мужиков, но их есть у нас. Почему нельзя брать королев типа Боудикки, Артемизии Галикарнасской (командира пятерых кораблей, к примеру). Почему бы не брать *эти* исключения за основу, что в этом плохого?
Если переформулировать вопрос: почему для мужчин можно использовать исключения в качестве образца для персонажей, а для женщин - нельзя (нельзя в смысле "сразу коробит от даже попытки")?
Или, ещё интересней: почему увечный мужчина, предолевающий свою слабость, - интересный персонаж (Майлз Форкосиган у Буджолд, если я не ошибаюсь), а женщина, несмотря на (в принципе меньший) дизедвентедж - нет?
Я вот понимаю, что геи-НПС в компьютерных играх очень помогает секс-меньшинствам понять, что время стигматизации подошло к концу, но торжество толерантности Dragon Age 2 меня очень разочаровал относительно более реалистичной первой части - слишком часто логику и жанровую эстетику приносили в жертву фансервису.
Я не играла, а что там? Кажется, большинство бисексуальны?
У меня вопрос: а почему? Если примеры есть и в истории? Пишут-то по любому об исключениях. Свезло девочке. Родилась с хорошей генетикой. Зачем плодить сущности?
Да потому что девочка с хорошей генетикой - это 15.
Насчет женщин на войне - были и такие случаи, не спорю, сам всегда готов вспомнить могучую кучку от Иды Австрийской до Ласкарины Бубулины. Но абсолютное большинство из них не было ни линейными бойцами, ни дуэлянтами - скорее, командирами отдельных подразделений. История знает и примеры слепых полководцев и адмиралов, но "Затоичи" мне всегда казался даже не боевиком, а комиксоподобной супергеройщиной (и нет, на такое преодоление собственной слабости вопреки всем законам бытия смотреть тоже не особо хотелось).
Насчет Буджолд, как раз, ничего не могу сказать. Ниасилил именно по гендерным причинам.
Я не играла, а что там? Кажется, большинство бисексуальны?
Часть - да, но не в этом дело. Там проблема в том, что первая часть игры была гиперреалистичным дарк-фентези. То есть там были отдельные элементы вроде эльфийских случниц, но на них как-то не делался акцент. Опять-таки, самый яркий НПС-гомосексуалист был настолько на все рыло венецианец, что его ориентация казалась удачным дополнением к образу.
А вот во второй авторы сами не заметили, как перепрыгнули линию, отделяющую оргазм от маразма и легкую кислинку от лютой клюквы. У пожилой ведьмы-драконицы из первой части вырос кожаный корсет и сиськи четвертого размера. Девочка-вор превратилась в комиксоидного джеймса бонда в юбке, супершпиона и гиперассасина. Место венецианца в качестве потенциального гомосексуального романа главного героя занял томный эльфийский беглый раб в черном кожаном костюме, чья внешность буквально один в один была передерта с темных эльфов Лайнейдж 2. Мелькнувшая в первой части пиратка с внешностью Джека Воробья с сиськами шестого размера стала одним из основных напарников. Замечательный напарник, изначально косвенно передертый с Малколма Рейнольдса, был передан другому автору и превращен в сопливое уке из плохого фанфика, а внезапно оказавшийся в его теле на подсадке дух Справедливости превратился в какую-то примитивно-террористическую версию Отмщения невиновным и Наказания непричастных. То есть фансервисом тупо накрыли все категории. Девочка-танк в полном доспехе там тоже была (в первой части тоже были девочки-файтеры, но, в основном, гномки). Ее бы одну вполне можно было не заметить и пропустить как "так и надо", но вкупе со всеми остальными товарищами и она в глаза бросалась.
Werekat, если честно, меня небо миловало - я почти не сталкивался с произведениями, где лють удалецкую проявляли заведомого тонкозвонные мальчики. В тех, которые читаю я, далеко не все мальчики герои-бойцы по умолчанию. С аналогичными компьютерными играми сталкивался (реверансы в сторону восточной эстетики. Убивать. Жестоко). Бесило не меньше.
Ну, мы же про стереотипы и попытки выйти за их рамки.
Такой вопрос: а чем тонкозвонный мальчик отличается от "офисного планктона"? Вот этого в героях уж точно море.
Да потому что девочка с хорошей генетикой - это 15.
Вторую редакцию не знаю, а в третьей - верхний стартовый предел. Дальше - раскачивайте, как хотите.
Вопрос ведь не в этом, а в том, что в тексте, за исключением оч. специфических ситуаций, не имеет значения, какой этот верхний предел. Вопрос в том, какие характеристики имеют конкретные персонажи в сравнении со средней популяцией. Девочка с силой 15 будет раскидывать всех мужиков со среднечеловеческой силой 10. И выглядеть для постороннего будет одинаково с персонажем с силой 18, пока они не сойдутся в бою. А если и сойдутся, то между ними разница не настолько велика, чтобы не сыграла свою роль удача и другое умение, помимо чисто физической силы.
Насчет женщин на войне - были и такие случаи, не спорю, сам всегда готов вспомнить могучую кучку от Иды Австрийской до Ласкарины Бубулины. Но абсолютное большинство из них не было ни линейными бойцами, ни дуэлянтами - скорее, командирами отдельных подразделений.
А как они туда добрались? Неужто поставили и их так сразу взялись слушать?
Часть - да, но не в этом дело.
Ну, сценаристы гипертрофировали все образы, до которых дотянулись. Гендер-то тут причём?
Взгляни ещё раз на заглавный пост.
Необученная девочка идёт в одиночку вызволять другую из плена. Меняем гендер: необученный мальчик идёт в одиночку вызволять другого из плена.
Реалистично - ситуация заканчивается одинаково плохо. У нас фэнтези - и он/а находит волшебного помощника. В принципе агендерная ситуация.
Наёмники спорят о преимуществах и недостатках репутации "добрых и достойных". Совершенно агендерная ситуация.
Королева ждёт решающего сражения и мечтает о мести. Король ждёт решающего сражения и мечтает о мести. Агендерная ситуация.
Во всех указанных мной случаях гендер решающего значения не имеет. Но сам факт того, что в тексте в этих ролях девочка, - редкий. Именно из-за стереотипов, а не из-за какой-либо реальности. Чем больше таких книг, тем меньше фансервисных стереотипов (чем больше народу рассматривает для себя такой ракурс к теме, тем больше шансов на что-то вменяемое). Вин-вин, по-моему.
По поводу ситуаций - ну, мы тут неизбежно играем с "могло бы", которое очень отлично от "как правило", и поэтому вызывает сомнения в "приемлемо". Может и ягненок волка съесть, но обычно волку везет больше, поэтому наличие ягненка-волкояда увеличивает градус клюквенности истории. Не обязательно до нестерпимого, но шансы есть. Фактически это - дополнительное фантастическое допущение.Если я не ошибаюсь, в современном кинематографе и геймдеве даже принят какой-то количественный лимит художественных натяжек на произведение, после которых автор уже не вправе рассчитывать на срабатывание suspension of disbelief. Особо крутые дамы - просто одна из таких натяжек. Сама по себе перегиба не делает, но вкупе с остальными элементами - может.
По ситуациям:
В случае "строя на строй" - если строй женщин на строй мужчин, то строй женщин сходу опрокидывается, вот тут уж точно без вариантов. В регби смешанных команд не бывает.
В случае дуэли - смотря на каком оружии и при каких условиях, но при равной подготовке у мужчины серьезное преимущество. Степень готовности драться до конца играет роль, но не стоит ее переоценивать - в половине вариантов первое замеченное ранение является и последним.
Случай "один из толпы" в случае мальчика делает ситуацию _крайне маловероятной_ и здорово клюквенной. Девочки - переводит в категорию Затоичи.
Такой вопрос: а чем тонкозвонный мальчик отличается от "офисного планктона"? Вот этого в героях уж точно море.
Я ж говорю, попаданцы - в 90% случаев уже
слишком непосредственная попытка автора засунуть руку в трусы читателякинк сами по себе.А если и сойдутся, то между ними разница не настолько велика, чтобы не сыграла свою роль удача и другое умение, помимо чисто физической силы.
Переводя твою аналогию на бокс, получим тезис "Наталья Рагозина имеет солидные шансы против Андре Уорда, если повезет". (я пока говорю о бойце сопоставимого веса. Вопрос "имеет ли она шансы против Виталия Кличко" пока не ставим).
На практике - не имеет. Ни солидных, ни сколь-либо значительных, и везение должно быть категории "Уорд подвернул ногу и порвал связки, входя в ринг". Даже против килограмм так на десять-пятнадцать более легкого Менни Пакьяо не имеет. Убьют.
Вопрос "имеет ли Наталья Рагозина шансы гопникам в темной подворотне люлей с той же эффективностью, с которой бы это сделал Андре Уорд?", конечно, интересный. Не знаю.
А как они туда добрались? Неужто поставили и их так сразу взялись слушать?
В упомянутых случаях за первой шли вассалы, связанные соответствующими обязательствами, за второй - собранная за личные средства группа наемников.
LACE - физическое, но непонятно откуда взявшееся отсутствие социального. Лично я считаю, что он просто не справился с собственными фантдопущениями.
Особо крутые дамы - просто одна из таких натяжек. Сама по себе перегиба не делает, но вкупе с остальными элементами - может.
Не думаю, что это всё-таки фант. допущение.
В случае "строя на строй" - если строй женщин на строй мужчин, то строй женщин сходу опрокидывается, вот тут уж точно без вариантов.
Кто-то где-то проверял, интересно? Почему "без вариантов"? Понимаешь, тут серьёзный, серьёзный вопрос в том, насколько всё, о чём ты говоришь, - социальное, а насколько реально биологическое. Насколько "так принято", а насколько - и в самом деле так.
В случае дуэли - смотря на каком оружии и при каких условиях, но при равной подготовке у мужчины серьезное преимущество. Степень готовности драться до конца играет роль, но не стоит ее переоценивать - в половине вариантов первое замеченное ранение является и последним.
У мужчины одной весовой категории? Да ладно.
Случай "один из толпы" в случае мальчика делает ситуацию _крайне маловероятной_ и здорово клюквенной. Девочки - переводит в категорию Затоичи.
Для меня степень клюквенности одинакова. Либо ты Миямото Мусаси и тебе пофигу, кто у тебя враги, либо нет. В чём разница?
Переводя твою аналогию на бокс, получим тезис "Наталья Рагозина имеет солидные шансы против Андре Уорда, если повезет".
На практике - не имеет. Ни солидных, ни сколь-либо значительных, и везение должно быть категории "Уорд подвернул ногу и порвал связки на входе в ринг". Даже против килограмм так на десять-пятнадцать более легкого Менни Пакьяо не имеет. Убьют.
Почему? Имена мне ни о чём не говорят, но 10-15 кг - очень значимое преимущество.
В упомянутых случаях за первой шли вассалы, связанные соответствующими обязательствами, за второй - собранная за личные средства группа наемников.
Ладно, щас тоже уйду в "если бы да кабы", потому что ситуаций не знаю. Просто любопытно, что мешало мужикам использовать дам в качестве figurehead, а не слушать, если только не было каких-то практических причин.
Смотря какое оружие. Если топор, то первая же рана зачастую выводит человека из боевого состояния. Если меч тяжелее средней шпаги - аналогично. Если шпага - возможны варианты легкого ранения, но любое нормальное проникающее стоять не велит. Сабля может "пройти по касательной", но кровопотеря от рубящего удара в любом случае очень скоро попросит жертву либо перевязаться, либо полежать. Чуть ли не единственное дуэльное оружие, с которым можно поймать несколько ударов и задуматься, хочешь ли ты продолжать бой или еще попрыгаешь - нож.
Я рукопашкой сам не занимался, только чуть-чуть штангу тягаю (к слову, щас под рукой нормативов нет, но по-моему и в пауэрлифтинге нормы для женщин ниже, чем нормы для мужчин, которые сами ниже в весовой на те же 10-15 кг). При мне люди, занимавшиеся рукопашкой по-настоящему долго и предметно, утверждали, что в поединке профессионалов шансов у женщины при прочих равных от нуля до очень мало - для победы нужен либо очень хороший бонус по подготовке, либо ошеломляющее превосходство по ТТХ, начиная с веса. В чуть ли не единственном реальном поединке мужчины-профессионала и женщины-профессионала (то есть где против дамы не ставили заведомо слабого или вовсе непрофессионального соперника) Люсия Рейкер, до того - непобедимая, тренировавшаяся с шести лет, двукратный чемпион мира по боксу и четырехкратный - по кикбоксингу (не считая подготовки по дзюдо), прозванная Women Boxing "самой опасной женщиной мира", вышла на ринг против малоизвестного новозеландца Сомчая Джайди по правилам муай-тай. Он нокаутировал ее в начале второго раунда (видео здесь, если интересно). Заметим, больше мужик так ничем в мировом спорте и не прославился - локальный профессионал невысокого ранга.
Что касается Рейкер - насколько я слышала, тренировалась она с мужчинами. И тут любопытный вопрос, что известно о её тренировках, выигрывала она или проигрывала те схватки, т.к. одна схватка мало что доказывает.
Мнение профессионалов - это, безусловно, важно. Но, думаю, ты в курсе, насколько легко в любой группе формируются когнитивные искажения. Особенно если группа самореферентна. Люди в замкнутых группах начинают резко верить в очень далёкие от действительности вещи, а когда дело касается других людей - то и убеждать других в том, во что верят сами.
В штанге - ровно на процент мышечной массы ниже.
И, слушай, если не сложно, вернись-таки к каменту от 15:58. А то опять не в ту степь всё.
А тот коммент, я упустил, прости. Третья ситуация точно агендерная. Вторая - условно. Первая - если отправляется в составе группы - агендерно, в одиночку - от социума зависит. Шансы на то, что у встречных в каких-нибудь землях пониженной цивилизованности возникнет желание одинокового юношу изнасиловать, все же ниже.
А теперь смотри: в стрельбе нормативы тоже разные, хотя там скорость и точность. Казалось бы, в чём прикол? Думаю, как и с шахматами, вопрос социальный. Не следует недооценивать силу социального давления: люди очень внушаемы. С самолётами тоже не очень поняла: по каким параметрам смотришь?
На практике же всё чаще встречается ситуация из анекдота: "Чтобы вступить в рукопашный бой, боец спецназа должен проебать: автомат, пистолет, штык-нож, саперную лопатку, каску, котелок, фляжку, ремень, найти чистую, ровную площадку, второго такого же долюоёба и вступить с ним в рукопашную схватку". Есть море методов, которыми можно компенсировать разницу в силе, первые из которых - позиционирование и оружие.
Если я правильно понимаю твою претензию к текстам, то твоя претензия в том, что на разнице в силе часто не делается акцента. Я правильно поняла?
Аналогично - с боевой стрельбой из лука, она слишком требовательна к силе владельца.
Слушай, а ты из лука стрелял?
Вторая - условно.
Почему? Женщины-наёмники бывают, почему они не могут поспорить за имидж?
Шансы на то, что у встречных в каких-нибудь землях пониженной цивилизованности возникнет желание одинокового юношу изнасиловать, все же ниже.
При всём уважении, по-моему, ты мало знаешь о землях пониженной цивилизованности. Мне как-то пришлось покопать. У юноши ровно те же щансы на изнасилование - это довольно распространённый show of dominance. Забеременеть шансов нет, а вот "смерть через ляляму" - фактически не анекдот. В любом случае, на выходе имеем труп или близко к тому.
в стрельбе нормативы тоже разные, хотя там скорость и точность
А вот тут самому интересно. Возможно, что-то из разряда биомеханики. При случае поинтересуюсь у замечательного человека Миши Гераскевича - он заслуженный тренер Украины и женскую сборную по богатырскому многоборью тренировал.
Шахматы штука загадочная и тамошний гендерный вопрос меня удивляет много сильнее остальных видов спорта. Я не понимаю, как они стали одним из самых мужских видов - при том что, казалось бы, тут гендерная разница должна быть наименее значима. Но в итоге в топ-100 шахматистов мира женщина аж одна (Юдит Полгар, лучшая шахматистка в истории спорта, на 55-м месте) - имхо это уже слишком для пояснения только через социально-воспитательные факторы. Биологический детерминизм, впрочем, тоже предлагает только две версии, и обе сомнительны: 1) то, что у женщин хуже с каким-то конкретным узким подразделом комбинаторики, задействуемым в шахматах, б) то, что у женщин при в целом не отличных от мужчин способностях к логическим играм значительно меньше разброс от экстремума до экстремума, поэтому средняя температура по палате совпадает, а гениальных шахматисток почти нет - как и законченных неумех.
Анекдот прекрасен.
А с самолетами все просто и доказано практикой. Женщина может быть отличным пилотом биплана, если не лучше мужчины - поэтому в годы ВОВ дамы на У-2 великолепно себе воевали ночными бомбардировщиками. Там важнее точность, собранность, мелкая моторика. С поршневыми монопланами было сложнее, поскольку ручка управления самолетом при активном боевом маневрировании все-таки из рук вырывается - раз (нужны сильные руки), и два - скорость в пикировании уже много выше, перегрузки слишком жесткие. Женский истребительный полк на Як-1 в рядах РККА был, но, в отличие от дам на бипланах, в легенды не вошел (впрочем, одному из его пилотов, Лидии Литвяк, ГСС-а таки дали, но уже при Горбачеве, как женщине-рекордсменке). А современная боевая авиация, в отличие от ранней, простая, но тяжелая. Жесткие перегрузки стали много более частым явлением, и здоровые мужики время от времени вырубаются. Женский организм в принципе хуже держит перегрузки, поэтому дамы в боевой авиации встречаются редко и в основном не на фронте.
Если я правильно понимаю твою претензию к текстам, то твоя претензия в том, что на разнице в силе часто не делается акцента. Я правильно поняла?
Ну, скорее, в том, что в ряде случаев она полностью игнорируется. То есть не то чтобы это единственный момент, который игнорируется (не забуду, как у в целом реалистичного Мартина двенадцатилетняя Арья зарубила супостата ударом колуна между ног, причем, судя по описанию, попутно прорубив кольчугу), но именно этот - часто в литературе и почти всегда в компьютерных и настольных РПГ.
Слушай, а ты из лука стрелял?
Только из игровых, боевого даже в руках не держал. Но у составных боевых, насколько мне известно, сила натяжения - от 40 до 60 кг (у игровых, емнип, около 12). Подобным движением в блочной тяге я тяну килограмм 80, но там две руки, меньшая амплитуда (тянешь всего лишь к груди, а не к уху) и более удобный ухват. Лук на 40 кг я бы, пожалуй, правильно натянул бы только один раз и на пределе сил, да и то если бы рядом проезжал добрый монгол и поделился кольцом лучника. А у нормального лучника средних веков, говорят, на выстрел три секунды уходило.
При всём уважении, по-моему, ты мало знаешь о землях пониженной цивилизованности. Мне как-то пришлось покопать. У юноши ровно те же щансы на изнасилование - это довольно распространённый show of dominance. Забеременеть шансов нет, а вот "смерть через ляляму" - фактически не анекдот. В любом случае, на выходе имеем труп или близко к тому.
О насколько пониженной цивилизованности ты говоришь в данный момент? Уровня средневековой деревни где-нибудь под Кутней Горой или уровня бразильской сельвы, куда даже иезуиты не дошли?
Если обоим не будет лень, завтра продолжим?
Не вопрос.
Шахматы: Биологический детерминизм, впрочем, тоже предлагает только две версии, и обе сомнительны: 1) то, что у женщин хуже с каким-то конкретным узким подразделом комбинаторики, задействуемым в шахматах, б) то, что у женщин при в целом не отличных от мужчин способностях к логическим играм значительно меньше разброс от экстремума до экстремума, поэтому средняя температура по палате совпадает, а гениальных шахматисток почти нет - как и законченных неумех.
Что хорошо в гуманитарных науках - эксперименты иногда ставит сама жизнь, хотя вычленить из них что-то - тот ещё вопрос.
А теперь смотри. Вот тебе статистика по самому массовому клону ДОТы: blogs-images.forbes.com/jasonevangelho/files/20...
Стандартное количество игроков, играющих одновременно, - три миллиона. Проводятся соревнования, призовые фонды идут на миллионы баксов. Казалось бы: кликай и считай, самый, что ни на есть, женский спорт.
Но в про-командах нет НИ ОДНОЙ женщины. Девяносто процентов игроков - мужчины. И мне кажется, что дело в первую очередь в том, что там достаточно некомфортный психологический климат. Посмотри на образы женских персонажей и почитай форумы, если интересно. Тем, у кого хватает таланта, обычно хватает и самооценки чтобы сказать "а что я здесь делаю, если тут так неприятно?" И подбирают себе местечко потеплее для самореализации.
А шахматистов меньше, к тому же там присутствуют традиции менторства и социальная инерция. "Девочка в рейтингах одна - я тебя, конечно, тренировать буду, но это же такое дело".
Так что я бы не стала недооценивать влияние социума на эти сферы. Я полагаю, что оно больше, нежели влияние биологии.
О насколько пониженной цивилизованности ты говоришь в данный момент? Уровня средневековой деревни где-нибудь под Кутней Горой или уровня бразильской сельвы, куда даже иезуиты не дошли?
Двадцатый век, средняя Азия, сельская местность. У меня есть подозрение, что такое же найдётся и в наших сёлах, если покопать, но копать этнографию сексуальности - то ещё развлечение. И такие спецэффекты, судя по всему, даёт любой строй, где есть жёсткое разделение "свой-чужой", т.е. где есть понятие о том, что человек другого племени - не человек, а вещь. Посмотри на тюремную культуру: насколько быстро включается этот механизм, как банальный механизм стигматизации.
А у нормального лучника средних веков, говорят, на выстрел три секунды уходило.
Я, собственно, почему спрашиваю. Если ты участвовал в имитационных боях, то ты знаешь, что в бою есть много факторов, ограничивающих скорострельность куда больше, чем лимит силы. Не говоря даже о позиционировании, опять же, большее значение имеет, например, не зашкалит ли адреналин настолько, чтобы порезать координацию движений. Сила здесь вопрос не последний, но и не первый. Ситуаций, где требуется именно максимальное значение силы, максимальная скорострельность не так много. И тут возникает вопрос: может ли женщина быть достаточно сильной и точной, чтобы держать средний темп боя, а не максимальный. И я считаю, что может, ещё как может. А мужчина может и не держать - и даже не факт, что погибнет раньше. Исход массового боя, увы, не так уж сильно зависит от навыков конкретного человека, если этот человек не на голову выше всех остальных. И даже в таком случае он даст не более чем преимущество.
Ну, скорее, в том, что в ряде случаев она полностью игнорируется.
и
Но ситуацию, когда дама нивелирует преимущество противника за счет каких-то дополнительных факторов, я полностью приемлю - просто прописывают ее редко.
А теперь к сложному, т.е. о текстах. Смотри. Для того чтобы получить "реалистичное" повествование о бое, нам нужно учесть ещё ряд факторов: когда противники в последний раз ели? Спали? Пили алкоголь? Как они питались на протяжении хотя бы пары месяцев? В каких условиях живут? Не болеют ли (точнее, чем болеют и как это сказывается на боевых качествах)? Чего боятся (легко ли их напугать, например, единичной демонстрацией силы)? К чему стремятся? Какова цель в бою? Есть ли культурный элемент, запрещающий убийство?
Всё это автор, как правило, игнорирует. И в большинстве случаев правильно делает, потому что избыточные детали никому нафиг не нужны, а зачастую ещё и не возможны - например, если повествование ведётся через взгляд одного персонажа, а не от вездесущего третьего лица. Заметь, что самые лучшие боевые сцены - те, в которых передаётся ощущение чистого противостояния, потому что на самом деле они об этом, а не о задротстве по поводу техники и биомеханики. У моего любимого Желязны боевые сцены (уж кого нельзя обвинить в неопытности в плане БИ!) выглядят, как правило, так: противники друг на друга посмотрели, оценили, предприняли ту или иную стратегию, кто-то вышел победителем. Всё. Все остальные оговорки, ИМХО, излишни. Не научное исследований. Художественный текст.
Мой основной вопрос в том, почему именно женская сила должна специально оговариваться. Есть множество факторов, которые разницу в силе успешно нивелируют, но почему-то ты не считаешь обязательным оговорки типа "он/а не поел в тот день, потому чувствовал/а себя не очень хорошо и не успел/а среагировать на удар". Хотя этот фактор будет скорее иметь решающее значение, чем физическая сила. Почему для всех остальных ситуаций спокойно принимается "обстоятельства сложились так", а здесь надо что-то специально доказывать? Зачем выделять этот один фактор?