There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
...непросто пройти между анализом и обобщением явления и наступанием на чьи-то границы, после которого диалога вообще не остаётся, а остаётся один вопль "ВОНОТСЮДАСВОЛОЧЬ!"
Это я пишу популярную, "глянцевую" статью о шаманах. Очень глянцевую. Но в процессе всё равно накопала немало того, что успела подзабыть.
Так, например, индейцы Северной Америки очень протестуют, когда говорят о "шаманизме" в их среде. "Это всё антропологи придумали! У нас нет богов! У нас нет религии! У нас нет шаманов! У нас есть только Наши Пути, и вас, бледнолицые, мы на них никогда не пустим! И те, кто начал учиться Нашим Путям во взрослом возрасте ничего о них не знают! И ни одному чужаку никогда нас не понять!"
В чём-то они правы, конечно. Когда только начали всерьёз копать традиции всевозможных индейских племён, многие вещи путали с шаманизмом, потому что внешне очень похоже. Мода была такая: "о, шаман!" И сейчас антропологи разгребают последствия этого увлечения, потому что всё, естественно, куда сложнее. Всегда так: видишь модный тренд - жди реакции лет через 30, это стандарт.
Но почитаешь такие отзывы и невольно задумаешься: где в этой реакции действительно "вы ошибаетесь, у нас такого просто нет, мы о таком и не слышали", а где чистое "вы ещё и ЭТО у нас отнять задумали?!"
Это я пишу популярную, "глянцевую" статью о шаманах. Очень глянцевую. Но в процессе всё равно накопала немало того, что успела подзабыть.
Так, например, индейцы Северной Америки очень протестуют, когда говорят о "шаманизме" в их среде. "Это всё антропологи придумали! У нас нет богов! У нас нет религии! У нас нет шаманов! У нас есть только Наши Пути, и вас, бледнолицые, мы на них никогда не пустим! И те, кто начал учиться Нашим Путям во взрослом возрасте ничего о них не знают! И ни одному чужаку никогда нас не понять!"
В чём-то они правы, конечно. Когда только начали всерьёз копать традиции всевозможных индейских племён, многие вещи путали с шаманизмом, потому что внешне очень похоже. Мода была такая: "о, шаман!" И сейчас антропологи разгребают последствия этого увлечения, потому что всё, естественно, куда сложнее. Всегда так: видишь модный тренд - жди реакции лет через 30, это стандарт.
Но почитаешь такие отзывы и невольно задумаешься: где в этой реакции действительно "вы ошибаетесь, у нас такого просто нет, мы о таком и не слышали", а где чистое "вы ещё и ЭТО у нас отнять задумали?!"
не подскажите, а чего годного про это можно почитать? именно что бесстрастно этнографического, без трендового закатывания глаз и фантастических приходов?
Бурыкин А. А., Шаманы: те, кому служат духи. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007.
Басилов В.Н. Избранники духов. - М.: Политиздат, 1984.
Харитонова. В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий.
Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза
А дальше по библиографиям: что заинтересует в книгах, то и смотрите.
С Харитоновой аккуратно - она, судя по всему, на момент написания книги была не в курсе более общих исследований паранормальных явлений (как насчёт сейчас - не знаю, мы не знакомы) и того, как обычно ставятся эксперименты, призванные доказать/опровергнуть экстрасенсорные способности (extraordinary claims require extraordinary evidence), всё такое. У неё роскошные этнографические данные, но вот по части экстрасенсорики нужно внимательно.
С Элиаде тоже: он, как и всякий "общий обзорщик", часто находит параллели там, где поостерёгся бы более узкий специалист.
Можно почитать и Майкла Харнера, но я не уверена в качестве перевода. Ну и с ним надо осторожно: он ещё больший любитель обобщать, чем Элиаде. Он как раз и в ответе за моду на шаманизм.
а то, честно говоря, наугад соваться страшно так, что боже мой - столько мишуры вокруг темы накрутили
Удачи в поисках.
Говорящий - не знает, знающий - не говорит)))
А знающие как раз зачастую и говорят - вопрос подхода.
Был как минимум один человек, которые вдохновился Кастанедой, выучился на антрополога, приехал к индейцам яки, и... с удивлением не обнаружил вообще ничего из того, о чём писал Кастанеда. Это Джей Кортни Файкс, у него хорошие антропологические книги и классный разбор ситуации с Кастанедой.