There are thousands of good reasons why magic doesn't rule the world. They're called mages.
Навеяло тут просмотром последнего "Шерлока" и дискуссией примерно месячной давности на одном форуме. Кто общался со мной на тему сюжетов, знает, что я не очень люблю, когда автор непосредственно говорит с читателем через персонажей - то есть, когда явно видно, что "автор хотел этим показать такую-то мировоззренческую позицию". Скажем прямо, меня это раздражает. Я считаю, что для выражения личного авторского мнения по какому-то вопросу есть более удачные форматы: публицистика, философский трактат, пост в блоге, целый жанр - притча, - наконец.
В частности за это я не люблю "Маятник Фуко" -- автор, господин Эко, синьор, мы верим, что вас достали эти эзотерики, что они у вас печёнках сидят, что вы хотели написать о том, что божественное в мире лучше всего видно в самых простых вещах, и совершенно не нужны все эти гематрии и астрологии, чтобы их разглядеть как следует. Мы поняли. Не надо нас бить этим по голове, ай, ай, спасибо. Лучше напишите нормальную научную статью, они у вас прекрасны.
Не люблю и приём, старый как мир, но процветающий в наших широтах: вставить в роман полемику с каким-нибудь пожизненным знакомым. И ладно устроить дебаты специально для написания текста и потом списать из них то, что покажется интересным, -- так просто оставить за собой последнее слово в недоговоренном разговоре. Где-то видела мнение "а никто и не узнает". Но редкий автор может говорить о чём-то, себе дорогом (а иначе толку устраивать дебаты?), и не сбиться на немного другое дыхание, на другой стиль. Мне такие вставки обычно видны и злят.
Но бывают случаи, когда не злят. "Шерлок" как раз из таких, у них, видя авторское подмигивание читателю, почему-то хочется смеяться и вступать в диалог, а не думать "ну и зачем мне сдалось это ваше мнение?" В ряде моментов я откровенно хохотала - уж больно красиво отвечали на вопросы! Навскидку могу вспомнить ещё несколько вещей подобного рода: "Орден Палки", например. Хотя Барлью в последнее время увлёкся прямым морализаторством, увидев, сколько человек из его в принципе не глупой аудитории могут влёгкую оправдать для себя попытку геноцида или решить, что серийный насильник или устроитель массовых ритуальных убийств во славу тёмного бога - в принципе неплохие парни, всё же он в принципе пишет настолько сильно, что это его почти не портит. Тамора Пирс пишет про женщин-героинь из глубоко личного желания видеть их побольше -- и у неё прекрасно получается, героинями любуешься вместе с ней, а не со скукой думаешь "зачем мне твоя идеальная женщина?"
Таких примеров в принципе немного, зато обратных - вагон и маленькая тележка. И мне стало любопытно, как у других. Так что, пользуясь случаем, спрашиваю: а у вас как? Мешает читать художественную литературу, не мешает? А смотреть кино/читать комиксы? Обычно мешает, но иногда - нет? Если да, то где? Обычно не мешает, но иногда - да? Опять же, где? Интересно было бы посмотреть на ещё несколько таких примеров.
В частности за это я не люблю "Маятник Фуко" -- автор, господин Эко, синьор, мы верим, что вас достали эти эзотерики, что они у вас печёнках сидят, что вы хотели написать о том, что божественное в мире лучше всего видно в самых простых вещах, и совершенно не нужны все эти гематрии и астрологии, чтобы их разглядеть как следует. Мы поняли. Не надо нас бить этим по голове, ай, ай, спасибо. Лучше напишите нормальную научную статью, они у вас прекрасны.
Не люблю и приём, старый как мир, но процветающий в наших широтах: вставить в роман полемику с каким-нибудь пожизненным знакомым. И ладно устроить дебаты специально для написания текста и потом списать из них то, что покажется интересным, -- так просто оставить за собой последнее слово в недоговоренном разговоре. Где-то видела мнение "а никто и не узнает". Но редкий автор может говорить о чём-то, себе дорогом (а иначе толку устраивать дебаты?), и не сбиться на немного другое дыхание, на другой стиль. Мне такие вставки обычно видны и злят.
Но бывают случаи, когда не злят. "Шерлок" как раз из таких, у них, видя авторское подмигивание читателю, почему-то хочется смеяться и вступать в диалог, а не думать "ну и зачем мне сдалось это ваше мнение?" В ряде моментов я откровенно хохотала - уж больно красиво отвечали на вопросы! Навскидку могу вспомнить ещё несколько вещей подобного рода: "Орден Палки", например. Хотя Барлью в последнее время увлёкся прямым морализаторством, увидев, сколько человек из его в принципе не глупой аудитории могут влёгкую оправдать для себя попытку геноцида или решить, что серийный насильник или устроитель массовых ритуальных убийств во славу тёмного бога - в принципе неплохие парни, всё же он в принципе пишет настолько сильно, что это его почти не портит. Тамора Пирс пишет про женщин-героинь из глубоко личного желания видеть их побольше -- и у неё прекрасно получается, героинями любуешься вместе с ней, а не со скукой думаешь "зачем мне твоя идеальная женщина?"
Таких примеров в принципе немного, зато обратных - вагон и маленькая тележка. И мне стало любопытно, как у других. Так что, пользуясь случаем, спрашиваю: а у вас как? Мешает читать художественную литературу, не мешает? А смотреть кино/читать комиксы? Обычно мешает, но иногда - нет? Если да, то где? Обычно не мешает, но иногда - да? Опять же, где? Интересно было бы посмотреть на ещё несколько таких примеров.
И - нет, не мешает. Вроде бы. Я просто с такой точки зрения не смотрел.
То есть я воспринимаю любое произведение как некий посыл автора читателю. С этой позиции и смотрю: какую идею мне предлагают. Это можно сравнить с витражом: мне дают стёклышко, я беру и вижу - ага, вот тут ему самое место. Иногда понимаю - не, это от другого витража, можно со спокойной душой выбрасывать - но в целом спокойно к этому отношусь.
Есть ещё такая фишка: чем более топорно подаётся точка зрения, тем скорее всё становится настолько очевидным, что неинтересно дальше читать (смотреть). Если, конечно, нет других интересных зацепок.
VeraVicca, ой, не говори. Это самый паршивый вариант, конечно.
Cara2003, ну, отношение к миру -- это самое собой, и приятно бывает читать человека с отношением, родственным к твоему. Но для меня очень различаются автор-материал к собственному тексту, лепящий текст из самого себя, потому что больше не из чего, и автор-ведущий диалог с читателем, который строит текст не на себе, а на той части себя, которую хотел бы видеть (во загнула... Не уверена, что вышло понятно).
В общем, там, где ещё не всё так страшно с моралью. А последняя книга, помню, была жутким разочарованием в детстве.
Так что да, наверное, есть и у меня кое-где непереносимость морализаторства. Хотя в последней из ХН больше выкосило не сколько морализаторство само по себе, сколько чернуха - ну, как там всё разваливалось, мрак нагнетался, и потом вместо страны-из-другого-мира явно какой-то рай - вот просто фу.
А менее откровенные и мозговыносящие морали я могу просто отбрасывать, если в остальном книга хорошая.
Нет, ну я в своё время даже Правила Волшебника до какой-то энной книги дочитала, уже не помню, до какой. Любопытство помогает преодолевать чужое морализаторство.
У меня непереносимость морализаторства, с которым я не согласна.
Бывает, что книга написана так, что она подводит тебя к твоим собственным мыслям: может, ты сделаешь те выводы, на которые пытался натолкнуть тебя автор, а может, какие-то другие, и даже не заметишь, что автор не согласен.
А бывает, что книга тыкает тебя носом в эти выводы, ты крутишься и выворачиваешься, но тебе все равно показывают: женщина, убившая своего ребенка, тварь и выродок, неспособный даже пожалеть о случившемся! (я реально читала такой рассказ, ага, меня еще забанили из самиздатовских комментов за спор с автором и "релятивистскую мораль") коммунисты - герои, а буржуи - уроды! (даже перечислять не буду)
В любой книге есть мысли автора, заложенные в какой-то внутренней логике, "карме": у каждого действия есть последствия, одно за другим... Чем ярче, выпуклее книга, тем четче эти мысли можно выделить, отделить от своих собственных. Меня зачаровывают книги Раткевич именно этой внутренней логикой: добро ВСЕГДА победит зло, потому что оно же, блин, добро, оно же доброе, оно же всегда поможет и договорится, а зло только и может, что с собой же сцепляться... И вот если эта внутренняя логика не совпадает, если хочется крикнуть автору: нет! не так! из этого А не следует это Б! должно быть по-другому! неправда! не верю! - вот тогда "морализаторство" раздражает.
Я замечала, перечитывая любимые в детстве книги: с возрастом и набором собственного опыта к этому становишься чувствительней. Очень много из того, что в детстве проглатывалось на раз, сейчас у меня не идет из-за глубоко коммунистической логики и точки зрения; я больше не согласна с персонажами, я больше не согласна с цепочкой логики.
Я думаю, на любую хорошую книгу, где автор действительно пытается выразить свою точку зрения, логику, понимание, найдется читатель-другой, который скажет "тьфу! мерзкое морализаторство!", отодвинет книгу и возьмет другую...
Вот я о таких случаях.
Раткевич - умница, у неё есть лёгкость, нужна для подобного рода текстов. Сказка? Ну да, ну и чёрт с тем, что сказка.
Я больше не согласна с персонажами, я больше не согласна с цепочкой логики.
У меня такого почти нет: мои детские книги - "Хроники Амбера", в них с моралью... Никак. Её нет, рассказ не о том.
Я думаю, на любую хорошую книгу, где автор действительно пытается выразить свою точку зрения, логику, понимание, найдется читатель-другой, который скажет "тьфу! мерзкое морализаторство!", отодвинет книгу и возьмет другую...
Скажем так: истории про мораль, как по мне, очень сложно сделать интересно и хорошо, по ряду причин.