Обещанный отчёт.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Преамбула: среди моих однокурсников сейчас одна из самых сильных — барышня-мусульманка, голландка во втором поколении, родители из Марокко. А поскольку я знаю про ислам очень мало, то я её вытащила на поговорить и порасспрашивать, как вообще выглядит современная мусульманская община, как живётся её поколению, где какие-то сложности, и так далее, с особым упором на место женщин в мире ислама. Разговор был неструктурированный, так что тут просто всякое россыпью, нефильтрованное — мне на то, чтобы фильтровать, не хватит знаний.
Про ислам в ГолландииОбщая картина по Голландии вообще такая: хиджаб разрешён, никаб запрещён, в светских местах мест для молитв не предусмотрено, зато дофигищи явно мусульманского народа во всех сферах жизни — начиная от барышень в платках и обтягивающих джинсах на скутерах и великах и заканчивая студентами университетов. Преподавателей я ещё не видела. Хиджаб молодое поколение носит, причём не в традиционном формате "прикрывать драгоценности", а, скорее, "ну вот я мусульманка, это вы меня боитесь?", т.е. как своеобразное "я горжусь своей религией и культурой, а не стыжусь их".
Мне рассказывали про марокканскую и турецкую диаспоры (из марокканской происходит моя коллега, турков она знает много). Диаспоры очень разные: у турков очень государственный ислам, а марокканцы связаны с большим арабским миром. Поэтому туркам в чём-то легче с идентичностью, а тем, кто происходит из Марокко — сложнее, тем более что традиционалисты-арабы довольно много денег тратят на то, чтобы назначать "своих" мулл и глав общин (про подробности я не расспросила, сорри; если кому интересно — спрошу). И среди молодёжи те, у кого сложности с собственной национальной и религиозной идентичностью, вполне ведутся.
При этом в целом разница в поколениях велика, причём больше в сторону светскости. Старшее поколение придерживается традиционных моментов вроде "мужчина глава семьи" — в молодом пока что более-менее паритет; старшее поколение считает, что женщины не должны путешествовать и жить одни (что осложняет вопрос с голландскими университетами — стандартная практика поступать в другой город и либо ездить на пары поездом, либо переезжать) — молодые женщины говорят "мы и так ездим в школу/на работу сами, почему бы нам и не жить самим". Старшее поколение считает, что женщина должна подчёркивать свою женственность (в том числе и косметикой, несмотря на специфические вопросы "украшения себя") — младшее в этом плане куда скромнее, косметики носит в разы меньше и больше вариант "тоналка-блеск для губ-подводка". В общем, у поколения, которому сейчас 25-30, по меткому выражению моей коллеги, "протестантский ислам".Т.е. да, несомненно ислам — но в разы более светский и практичный.
Кое-какие вещи остаются в силе — например, развод всё ещё чёрное пятно на репутации женщины, а вот мужчине с этим проще. Но постепенно меняется прочтение Корана. По словам моей коллеги, сам Коран достаточно размыт в гендерных вопросах — другое дело хадисы, вот там всё сложно. Поэтому учёные-мусульманки напирают на Коран и на то, например, что поиск знаний — обязанность, равная для всех. Они вполне признают, что традиционное прочтение Корана весьма патриархально, но постепенно пытаются изменить именно традиции прочтения. Дискутируя с людьми вне ислама, упор делается на то, что для мусульманки свобода обязательно связана с Богом, и это необходимо учитывать. Возможность учиться для женщин разнится от страны к стране. Например, в Саудовской Аравии таких возможностей почти нет, роль женщин очень традиционна. В Европе и Америке картина другая: многие идут в университет, почти все с высшим образованием.
Из ещё примеров смены прочтения: что полигамия разрешена, но что мужчина в принципе не сможет уделять достаточно внимания всем жёнам (т.е. можно, но нежелательно, только если обстоятельства не оставляют ничего лучшего). Вспоминают о том, что жёны Пророка воевали вместе с ним, а одна из них была главным стратегом не в одной военной операции.
Просто из любопытного: в арабских странах, оказывается, вполне развитая лесбийская культура, но очень тайная — формат "кодовое слово в кафе". Причём как "отношения" это не воспринимается — просто как очень тесная женская дружба.
И, конечно, хит сезона: "шейх Гугл". В том плане "шейх", что "авторитет в вопросах трактования Корана". Поскольку европейские и американские мусульмане весьма много гуглят вопросов в духе "можно ли мне работать в месте, где подают алкоголь", "можно ли пожимать руку боссу, если она женщина", и т.д.
Вот примерно так.
@музыка:
Jesper Kyd — Ice
@настроение:
Что-то я никак проснуться не могу. >_<
@темы:
религия,
наука
Вообще, по-моему, хиджаб + цивильная одежда - это очень стильно и красиво. И посыл этот вызывает симпатию - мол, горжусь своей культурой.
А какого плана сложности с национальной и религиозной идентичностью имеются в виду? В плане, им сложно найти баланс между светскостью и условно западным прогрессивным и восточными традициями, от которых не хочется отказываться? Или что-то другое?
Поэтому учёные-мусульманки напирают на Коран и на то, например, что поиск знаний — обязанность, равная для всех.
Вот это очень круто!
Всё-таки, религия работает только в адекватной связи с повседневной жизнью, без сонастройки и адаптации получается непонятно что.
Просто из любопытного: в арабских странах, оказывается, вполне развитая лесбийская культура, но очень тайная — формат "кодовое слово в кафе". Причём как "отношения" это не воспринимается — просто как очень тесная женская дружба.
Вот это мне показалось очень романтичным. )) Так и захотелось почитать (или посмотреть) какую-то историю о таких отношениях.
Эта мода действительно очень интересная — особенно хорошо смотрится в сочетании с байком. XD
А какого плана сложности с национальной и религиозной идентичностью имеются в виду? В плане, им сложно найти баланс между светскостью и условно западным прогрессивным и восточными традициями, от которых не хочется отказываться? Или что-то другое?
Формат "кто я вообще? Голландец или марокканец? Если далёкая страна Марокко для меня важна, то как правильно следовать её традициям? Более традиционным или более подходящим под мои нынешние условия? Если я мусульманин, то в том же смысле, что мои родители или нет?"
Так и захотелось почитать (или посмотреть) какую-то историю о таких отношениях.
Посмотрю: об этом писала одна голландская путешественница — я не запомнила имени с первого раза.
Clair Argentis, да, конечно.
"Шейх Гугл" - это прекрасно!
«Мне рассказывали про марокканскую и турецкую диаспоры (из марокканской происходит моя коллега, турков она знает много). Диаспоры очень разные: у турков очень государственный ислам, а марокканцы связаны с большим арабским миром...»
Интересно, а воспринимают ли диаспоры друг друга, какие отношения между ними, и не возникает ли тут каких-нибудь конфликтов.
«Просто из любопытного: в арабских странах, оказывается, вполне развитая лесбийская культура, но очень тайная — формат "кодовое слово в кафе". Причём как "отношения" это не воспринимается — просто как очень тесная женская дружба.»
Интересно, насколько об этом можно где-либо почитать. Вряд ли в арабских странах такие отношения считаются нормальными, как в Великобритании (там так, насколько я знаю), или становятся элементом массовой культуры, как в Японии. Интересно, насколько осуждают это и другие женщины, и общество.
И, да, было бы интересно почитать такую историю.
P. S. По-моему, такой, "прикладной" формат - один из лучших способов изучения религии.
Всегда интересно читать такие отчеты.
А обзывать Гугл учителем и командиром - это какая-то прям общая традиция.
Мы вот на парах по идишу периодически спрашивали непонятное у такого мифологического гражданина, как "рэб Гугл" %)
А можно узнать у гугла, задавал ли кто такой вопрос про пожатие руки - чтоб ему руки не подавать, в свою очередь? (мечты, мечты). Если кому руку пожать
презренной женщинерелигия запрещает... мда...про очеловечивание гугла и приписывание ему высокого места в иерархии тоже интересно.
А что, хорошая ниша же! ты наверняка ещё много такого написать можешь ))
Kalifriki Интересно, а воспринимают ли диаспоры друг друга, какие отношения между ними, и не возникает ли тут каких-нибудь конфликтов.
Вот напрямую этот вопрос я задать не додумалась, но судя по поведению коллеги, как минимум у неё с этим проблем нет.
Интересно, насколько об этом можно где-либо почитать. Вряд ли в арабских странах такие отношения считаются нормальными, как в Великобритании (там так, насколько я знаю), или становятся элементом массовой культуры, как в Японии. Интересно, насколько осуждают это и другие женщины, и общество.
Смотря что считать "нормальным". Если я правильно поняла, то это своеобразный элемент женской культуры, но не то чтобы совсем явный — иначе не было бы нужды в паролях-отзывах. Скорее что-то формата "все знают, но никто не говорит".
Что касается формата: нет, интервью — несомненно хороший метод, я его очень люблю, но без внятной обработки-датировки и более корректного первичного запроса (полное имя, место проживания, возраст, семейное положение, статус) информанта он практически бесполезен. Это сырая информация в чистом виде, в данном случае — удовлетворение моего любопытства с учётом того, что на исламе я не специализировалась и специализироваться не буду. Метод я тоже люблю, но без контекста, причём более внятного, чем данного мной здесь, информацию, полученную таким образом, сложно встроить в систему знаний. Но я рада, что интересно не только мне.
Госпожа Сеть, рада.
Lis_Uliss, о как! XD Отлично, передам коллеге. Действительно любопытно!
Ksushilda, не, боюсь, нельзя. Но чувства понимаю, меня саму дёрнуло — особенно после местной рабочей культуры, где руку для пожатия протягиваешь просто автоматом.
Гугл не то чтобы очеловечен только в этом случае — вот как правильно пишет выше Lis_Uliss, это такой мифологический персонаж, и показывает разницу культур. У нас просто "спроси у Гугла" — т.е. тоже как бы у человека. В культурах, где спрашивать совета надо у уважаемых людей, соответственно, Гугл — тот, у кого можно спрашиваь соответственно, должен иметь статус. XD В общем, я предполагаю, что как-то так, но это навскидку.
mirime13, ну, я тут довольно много зарисовок пишу из научной жизни, просто информация получена разными путями. А в случае с интервью надо быть ещё и предельно аккуратным, чтобы не нарушить доверия. Тут у нас был разговор о совершенно общих вещах, причём как коллега с коллегой, т.е. тут я цитировать могу спокойно. А стандартное интервью говорит про очень личные вещи, про личный опыт и проблемы, и перед публикацией надо решить с информантом, что именно будет печататься, в каком виде, не подвергнет ли это информанта опасности, и т.д. И даже при условии соблюдения всего протокола есть шанс, что информант устроит скандал — см. случай Тани Люрманн (Лурман). Там был прикол: год включённого наблюдения, где она при каждом удобном случае напоминала, что она — этнограф. Но при этом, поскольку была юна и красива, и к тому же, по критериямм группы, талантлива, то она снискала симпатии всей группы информантов. И когда она проект свернула, то много народу восприняло это как предательство. >_< Я раньше думала, что она нарушила где-то протокол, а потом мне рассказал один из наших преподавателей, который общался со старшим группы информантов, что нет, нифига.
(иногда чересчур)любопытного религиоведа, как-то так.Но это так, просто в порядке любопытства